Историко-архивный институт Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ РГГУ
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
   новости гостевая руками студентов наши друзья блог фотоархив библиотека карта сайта о сайте поиск
Чему учим Кто учит Что получается
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
БИБЛИОТЕКА ФТАД
ТЕХНОТРОННЫЕ АРХИВЫ И ДОКУМЕНТЫ В ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ
 

Концепция факультета технотронных архивов и документов (ФТАД) является попыткой системного исследования и преподавания архивоведения и источниковедения технотронных документов на стыке гуманитарных, естественно-научных и технических знаний (1). Центральное место в реализации этой концепции занимает проблема эффективного использования новых информационных и других технологий в учебном процессе факультета.

В данной работе рассматривается комплекс вопросов, связанных с пониманием сущности термина "технотронные документы" в тесной взаимосвязи с проблемой подготовки квалифицированных специалистов по работе с этой документацией в рамках специализации "Аудиовизуальные коммуникации".

Внедрение новых технологий предполагает четкое представление обо всей системе источников и памятников, составляющих в совокупности основу и сущность понятия "технотронные документы". Впервые термин "технотронный" был официально зафиксирован в 1992 г. в информационно-справочной литературе как связанный с развитием науки, в особенности ЭВМ и связи (2). Впоследствии в связи с открытием в 1994/1995 учебном году ФТАД в Историко-архивном институте РГГУ это понятие было спроецировано на значительную часть исторических источников и целую систему архивов, хранящих научно-техническую, аудиовизуальную и электронную документацию (3).

В настоящее время можно вполне определенно говорить о более расширенной трактовке понятия "технотронные документы", когда оно представляется как практически не связанное какими-либо хронологическими рамками их создания. Исторический подход к его интерпретации позволяет сделать следующие наблюдения.

Говоря о технотронных документах, можно подразумевать документы вообще, в той или иной мере связанные с развитием науки и техники независимо от носителя информации, на котором она закреплена. В этом случае в содержание данного понятия может быть включена вся совокупность научно-технической документации (проектная, технологическая, конструкторская, научная, патентная и др.), истоки которой восходят к древнему миру и средневековью. Эти виды документов, как известно, создаются на самых различных носителях информации и прежде всего на различных типах бумаги.

С появлением в конце 1830-х годов фотографии, во второй половине 70-х годов XIX в. звукозаписи и в конце прошлого века кинематографа значительно расширилось представление о технотронных документах как о документах, для создания и воспроизведения которых необходимы специальные технические средства и аппаратура. Постоянно развивающаяся методика и технология фотографии, звукозаписи, кинематографии, телевидения и других, в том числе современнных коммуникативных систем позволяет рассматривать технотронные документы как постоянно развивающиеся во времени и пространстве документальные системы, находящие свое проявление в различных формах выражения и отражающие различные стороны человеческой деятельности, развития производства и культуры.

Исходя из сказанного, технотронный документ можно трактовать как документ, созданный на самых различных носителях информации (бумага, стекло, пленка, программный носитель и др.) на протяжении всего периода развития цивилизации и способный создать представление о развитии науки и техники, а также об общественной и культурной жизни различных народов. Таким образом, технотронные документы - это по существу собирательное понятие, включающее в себя все существующие в природе виды и разновидности научно-технической, аудиовизуальной и электронной документации.

Именно в технотронных документах (особенно в их аудиовизуальной части) достаточно четко прослеживается соотношение "официального" и "неофициального" видения истории, трактовки определенных событий, явлений, фактов. Понятие коллективной памяти связывается с закреплением и воспроизведением знаний и ценностей, значимых для общества, посредством документирования производственной, общественной деятельности и личной жизни. Этот способ передачи знаний имеет наиболее объективный, хотя и избирательный, схематический характер: фиксируется и передается только то, что представляет существенное значение для конкретного общественного строя, в большинстве случаев исходя из государственных интересов. При этом особенно важно подчеркнуть, что неофициальные ценности (например, съемки и записи любителей) не всегда - точнее, чаще всего не совпадают с официальными.

Как справедливо отмечалось на международном семинаре JАНС "Архивы в компьютерном мире: международный опыт работы о электронными записями" (Москва, 4-5 января 1996 г.) объем информации, создаваемый и хранящийся в электронной форме, с каждым годом все более возрастает. Архивы этого профиля как хранилища коллективной памяти также переживают процесс информатизации. В этой связи проблема подготовки квалифицированных специалистов, знакомых с новыми технологиями и способных осуществлять основные виды работ с технотронными документами в архивах и учреждениях государственных и негосударственных форм собственности представляется чрезвычайно актуальной и злободневной. Следует заметить, что изучение этой имеющей ярко выраженный междисциплинарный характер проблемы выходит за пределы одной страны и практически распространяется на технотронные документы и архивы всех стран мира. Здесь прежде всего учитывается отечественный и зарубежный опыт по внедрению информационных технологий в практику работы с аудиовизуальными документами (4).

Анализ этого опыта свидетельствует о том, что новые компьютерные технологии прежде всего в своей содержательной части применительно к архивоведению и источниковедению аудиовизуальных документов претерпят существенные изменения. Это связано с введением гипертекстовых и мультимедийных технологий в практику обработки и использования технотронных документов. Однако на сегодняшний день еще не решен вопрос качественных характеристик при применении гипертекстовых технологий, поэтому они могут использоваться только в информационных сетях, но пока не для целей хранения.

Что касается мультимедийных технологий, то создаваемая ими виртуальная реальность может ещё стать предметом не одного специального источниковедческого и документоведческого исследования. Так, одной из актуальных в этом направлении может стать проблема использования автоматизированных систем проектирования при создании научно-технической документации. Тесная взаимосвязь технотронного документа с учётом его особенностей как исторического источника и объекта архивного хранения с внедрением новых, прежде всего компьютерных технологий нашла отражение при формировании профессиональных образовательных программ по профилю факультета и, в частности, программ специализации "Аудиовизуальные коммуникации" в рамках специальности "Историко-архивоведение", "Управление бизнес-архивами" (специальность "Организация менеджмента") и "Историческая информатика" (специальность "История").

В.М.Магидов   

Обсудить статью





Вернуться к оглавлению

 
 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, пишите на support@ftad.ru
 Контактная информация ФТАД: Москва, ул. Никольская, д. 7/9, т. (495) 698-36-23

Система обратной связи работников, студентов и аспирантов с администрацией университета Рассылка 'Новости ФТАД' Rambler's Top100 Rambler's Top100 Архивы России